Home
entries friends calendar user info Консалтинговая группа "Лекс" Previous Previous Next Next
Константин Тютюнов - Закон 90 на 90

Advertisement

tutunov
[info]tutunov
Add to Memories
Tell a Friend
Закон 90 на 90

Есть известный закон управления сроками проекта:


90% объема работ, в среднем, занимает 90% отпущенного времени. 
Завершение 10% работ занимает, как правило, еще 90% времени.

 


Когда очередной раз попался на глаза этот закон, я подумал, что в этой шутке заложена достаточно серьезная мысль и немалый опыт ее автора.

  1. При "продаже" проекта Заказчику и планировании работ делаются слишком оптимистичные прогнозы. Чем ближе окончание проекта, тем шире открываются глаза на реальные масштабы проблемы.
  2. Исполнители опасаются сообщать о существенных проблемах до тех пор, пока они неизбежно не выявляются при сдаче всего проекта.
  3. Ближе к концу проекта, как правило, расположены основные работы по интеграции результата в единое целое, а значит, выясняются многие проблемы. Например:
    1. Продукт проекта можно проверить на работоспособность только когда он практически готов. И только тут выясняется, какие неприятные сюрпризы заложенные при проектировании и небрежном управлении интеграцией в ходе проекта.
    2. Продукт проекта можно показать Заказчику только ближе к концу проекта, и тут выясняется, что он имел ввиду совсем другое. Показ отдельных элементов продукта проекта до этого момента может не иметь смысла.
    3. Вероятность задержки начала интеграции прямо зависит от количества входящих в эту работу цепочек предшествующих работ. Это закон теории вероятности. А ближе к концу проекта таких цепочек может быть очень много.
  4. Проекты могут быть такими длинными, что к их окончанию существенно изменяются внешние условия, а значит, приходится переделывать результат.
  5. На начальных этапах жизненного цикла проекта часто экономят на полноценном проектировании и планировании, что приводит к непредусмотренному этапу переделок, бывает, что очень трудоемкому.
  6. К концу проекта «съедается» большая часть заложенных в отдельных работах резервов времени и становиться нечем компенсировать неожиданные сбои.
  7. К концу проекта заканчивается бюджет и может, банально, долго изыскиваться новое финансирование.
  8. Команда проекта может «перегореть» и последние метры будут даваться с огромным трудом.
  9. Команда проекта может слишком расслабиться и «попасть в аварию перед самым окончанием путешествия».

 Мог бы перечислять и дальше, но предлагаю желающим дополнить своими примерами или просто поразмышлять над ними.

Tags:

Comments
cornerles From: [info]cornerles Date: February 15th, 2008 06:59 am (UTC) (Link)
На мой взгляд , основная мысль следующая:

Человеку свойственно заблуждаться (оптимистично) относительно оценки трудоемкости работы к которой он еще не приступил или никогда не делал до этого. ( Признак неосознанной некомпетентности)

Все остальное грубые ошибки управления, планирования или реализовавшиеся риски

p/s/ Как правило закон относят к задаче, а не к проекту, т.к. проект в отличие от задачи планируется и содержит WBS, соотвественно места эмпирическим оценкам 90 на 90 просто не должно быть ...
tutunov From: [info]tutunov Date: February 15th, 2008 10:27 am (UTC) (Link)
Я согласен, что качественное управление проектом призвано избавить его от подобных проблем. Но, к сожалению, по моим наблюдениям в реальных проектах подобные грубые ошибки не редкость и такие риски реализуются достаточно часто. Hазмышляя над этой дилемой я четче понял место и значение различных инструментов PM-a, да и самой дисциплины/профессии. Опубликовал, чтобы и другие могли получить такой опыт, возможность поразмышлять над этим.

Я часто видел этот закон/правило в формулировках выполнения задачи. Только вот в такой постановке я с ним не согласен. Если задача не анализируется и не планируется структурно, то там не могут появиться четкие оценки объема работ и сроков их исполнения. Т.е. речь идет скорее об ощущениях чем о таких четких числовых разультатах. кроме того, из-за меньших проблем с интеграцией внутри задачи, там отсутвует и большинство факторов, становящихся причинами такой длительности участков работ. Т.е. относительно задачи я не могу с ходу набросать такой перечень причин задержки завершения. Если Вы не согласны со мной, то буду рад увидеть Вашу версию с пояснением логики.
From: [info]yplakhov Date: February 20th, 2008 10:29 am (UTC) (Link)
Целиком согласен, что закон этот применим только к задачам или работам самого нижнего уровня (в терминах WBS). Собственно, для того проект и управляется как проект, чтобы синдром неосознанной некомпетентности с его уровня переместить "подальше вниз", где с ним легче бороться, и где его цена не столь болезненна.
Другое дело, если к проекту относиться как обычно относятся к унитарной задаче, которая "не анализируется и не планируется структурно". Тогда это - в полный рост. А так, к сожалению, случается очень часто, когда процессы ПМ не поставлены или не выполняются достаточно последовательно. Купили MSProject, почитали книжку (или справку к MSProject), нарисовали график, утвердили у начальства, полюбовались и... все.
Вот тогда, если речь, конечно же, не идет о проекте покраски забора, а о чем-то менее предсказуемом, после выполнения 90% запланированных работ Вам может "светить" сделать еще столько же ;)
tutunov From: [info]tutunov Date: February 20th, 2008 11:27 am (UTC) (Link)
Мне кажется, что указанная проблема может появится даже если мы начинаем заниматься управлением проектом: разбиваем его на задачи, делаем оценку объема работ, определяем длительность.

Обращаю также внимание что, пока мы этого не сделаем, у нас не будет базы для оценки факта. А значит увидеть указанную проблему не получится. Согласен, что многие приемы проектного менеджмента нацелены на борьбу с подобными сложностями. Но только те же приемы и выявляют сам факт проблемы. Если заренее не определен объем и длительность, их связь, то и факт повышения длительности относительно объема работ не виден. А раз не видна, то ее по сути, для менеджера ее и нет.

С другой стороны согласен, что "незнание проблемы не освобождает от ее последствий".

Но даже при применении приемов проектного управления остается масса факторов, приводящих к затягиванию именно последнего участка работ. Большинство факторов связаны именно со сложностью внутренней организации проекта. Их я и старался перечислить.

В голову пришел еще один фактор: В большинстве проектов последний участок является "хвостом" критического пути. Там отсутсвует (минимально) распаралеливание, а значит автоматически соотношение объема работ и длительности выше чем в среднем по проекту. Любые сбои на этих работах автоматически приводят к удлинению проекта. Более того, если у вас имелись и критические и некритические работы в конце проекта, то небрежное расходование слэка (простоев работы), может превратить некритические работы в критические и у Вас к концу проекта может появиться сразу несколько критических путей. Т.е проблема может усилиться.
From: [info]yplakhov Date: February 21st, 2008 08:29 am (UTC) (Link)
Константин, Вы совершенно справедливо заметили насчет "критичности хвоста" сетевой диаграммы проекта. От природы не уйдешь: все притоки Волги заканчивают свой путь в Каспийском море :).
Правда, на этом "критическом" участке величина задержек уже никак не будет 90% длительности проекта. Скорее, 90% отдельной задачи. Конечно, если проектом все время до этого управляли. Другое дело, если к концу проекта станет ясно, что в расписании много чего отсутствует, что надо было сделать или спланировать ранее и без чего результат нельзя сдать заказчику. Вот тогда, можно 90% и всего графика, и бюджета огрести, а можно и по шее... Но для этого надо "Купить MSProject... ", как я писал в предыдущем посте.
PS. Откуда у меня "любовь" к "покупке MSProject". В свое время, я был приглашен участвовать в постановке программы обучения по специальности УП в Харьковском авиационном институте. Вот там от одной энергичной дамы постоянным рефреном звучало главное требование к будущему специалисту - "виртуозное владение MSProject". Как это "работает" на практике, я вижу постоянно. Но это уже совсем иная тема.
tutunov From: [info]tutunov Date: February 22nd, 2008 05:10 am (UTC) (Link)
Я и не утверждал, что каждый из указанных факторов вызовет увеличение сроков всего проекта на 80% (90% реальных - 10% плановых). Но некоторая их совокупность вполне может привести к таким последствиям. Цифру 90% нужно понимать как красивую иллюстрацию факта серьезной задержки, на практике такая задержка доаточно редко всречается.

Но в моих проектах такая цифра случается. И многие из перечисленных причин имели место в моих проектах. В какой-то мере эти факты задержек считаю результатом моего недостаточного профессионализма как менеджера проекта (хотя непосредственными источниками задержек зачастую являются неподконтрольные мне факторы). Считаю, что и других PM-ов случаются подобные проблемы.

Еще один источник задержек на последнем этапе (у меня): одновременно выполняется много проектов. Многие клиенты привязывают окончание проекта или крупных этапов к концу календарного года. Это приводит в конце года (и проектов) к резкому росту числа конфликтов по ресурсам. Согласовать же потребности в ресурсах по портфелю проектов, управление в реальном времени, задача далеко не из простых. Дополнительной проблемой являеся наступление зимы, а следовательно уход на больничные части сотрудников.
From: (Anonymous) Date: April 17th, 2008 01:54 pm (UTC) (Link)
п.2 самый актуальный в моей практике...уже и пряниками заваливал и кнутом бил...все равно молчат партизаны :( сейчас будем осваивать новую систему отчетности...хитрую :) опробую...выложу
7 comments or Leave a comment
profile
Константин Тютюнов
User: [info]tutunov
Name: Константин Тютюнов
calendar
Back June 2009
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
links
page summary
tags

Advertisement

Customize